Главная / Хроника победы / Фронтовые дороги водителя Саксонова

Фронтовые дороги водителя Саксонова

19 Май 2020, 14:50   Количество просмотров - 65

Несмотря на тяжелую сложившуюся ситуацию в связи с эпидемией коронавируса, вся наша страна от Камчатки до Калининграда праздновала День Великой Победы. Каждая семья чествовала своих героев: отцов, матерей, дедов и прадедов, которые внесли вклад в освобождение Родины от фашистских захватчиков. Сколько человеческих жизней отняла война, сколько семей разрушила и скольких людей сделала инвалидами – эти цифры отпечатком легли на судьбы будущих поколений. Но память о героизме наших предков бесценна, мы бережно храним ее и передаем своим детям, надеясь, что воспоминания о тех бесстрашных подвигах будут жить вечно. Сегодня мы вспоминаем боевые заслуги наших земляков и продолжаем публиковать фрагменты их биографий из «Книги памяти», которая была создана заведующей Маякской сельской библиотекой Натальей Таужановой.

 

Андрей Кузьмич Саксонов родился в 1913 году в станице Крутоярской в многодетной семье бухгалтера кредитного товарищества и домохозяйки. Его отец, Кузьма Илларионович, был человеком образованным, имел собственную библиотеку, регулярно выписывал газеты и журналы, среди которых была подшивка редкого и дорогого по тем временам журнала «Вокруг света». Отец вместе с другом Дмитрием Беспаловым обучали детей грамоте, поэтому старшие дети из семьи Саксоновых пошли сразу в 5 класс школы крестьянской молодежи. После окончания школы Андрей вступил в ряды комсомольцев и женился на девушке Татьяне. Молодой парень обладал техническим складом ума, проявлял интерес к технике, и поэтому, не раздумывая, он вместе с товарищами по партии отправился на трехмесячные курсы механизаторов в г. Свердловск.

 

Тем временем в степной уральской глубинке жизнь стремительно менялась. Действовали церковные уклады, еще был казацкий дух, от отца к сыну передавали казацкие шашки, и в каждом доме считали свои долгом иметь хотя бы одну лошадь для верховой езды. Но партийная жизнь стремительно поглощала все устоявшиеся традиции, и вскоре в Крутоярской станице появился первый колхоз «Волна социализма», открылись сельский клуб и изба-читальня. С каждым днем на полях появлялось все больше тракторов и сельскохозяйственных машин, что послужило причиной для основания Маякской МТС. Молодой механизатор Андрей Саксонов не упустил возможность пройти курсы шоферов при новой МТС, и уже в 1935 году ему дали машину для работы на станции. Но долго поработать парню не пришлось – его призвали в ряды Красной Армии. Боевой путь уральского бойца начался с вооруженного конфликта между СССР и Японией, где он у реки Халхин-Гол на территории Монголии командовал взводом связи. После этих боев его еще не раз призывали на военные сборы, и на Советско-финляндскую войну он вновь отправился в звании командира взвода связи. Но недалеко от г. Моршанска поезд с солдатами остановился – война закончилась!

 

В 1941 году, когда фашисты вероломно напали на Советский Союз, Андрей Кузьмич, сославшись на утрату документов, пошел на войну обычным водителем в звании рядового. Он водил военные машины по «дороге жизни» - ладожскому льду, залитому 20-сантиметровым слоем воды. Те, кто начинали с ним службу на предыдущих полях сражений, уже имели высокие звания и чины и искренне удивлялись, увидев его в шоферском ватнике. А для него не было ничего лучше, чем садиться за руль машины и ехать по опасным фронтовым дорогам навстречу неизвестности. Войну он закончил старшим водителем, побывав за рулем множества фронтовых машин: ГАЗ-М1, ГАЗ-АА, ЗиС-5 и даже трофейных Мерседесов. Неоднократно начальство хотело выдвинуть его на командную должность, но для него все это было не важно. Единственное от чего он не мог отказаться, так это от возможности сесть первым за руль новой машины. И командование, зная его «слабость», доверяли ему самые новые транспортные средства, понимая, что в его руках любая техника будет под самым надежным присмотром.

 

На фронте командиры доверяли шоферу Саксонову не только машины, но и поручали выполнение сложных и практически невыполнимых заданий, буквально отправляя молодого бойца на верную смерть. В выписке из Архива Минобороны РФ дана характеристика Андрея Кузьмича: «Товарищ Саксонов выполняет задачи по своевременному подвозу боеприпасов и горючего во время боевой обстановки. В особо трудные моменты товарищ Саксонов производил перевозку одновременно буксируя трехтонный прицеп с необходимыми боеприпасами. Бережно относясь к машине, он добился ее бесперебойной работы и полного отсутствия аварий и поломок». Война не прошла бесследно для бесстрашного бойца, в один из рейсов в трех метрах от его машины разорвался снаряд, и он был сильно контужен.

 

Андрей Кузьмич на протяжении всей жизни отличался неиссякаемым терпением, порядочностью в решении всех житейских проблем и оптимизмом. Пережил он немало потерь и предательств, но сам не предавал никогда, старался жить, как говорят в народе, по законам совести. Первая его жена, Татьяна, умерла вскоре после окончания войны с Германией, он женился вновь, но вторая жена бросила его. Не смогла она жить с бывшим фронтовиком, почти инвалидом, который постоянно страдал от болей в ногах, застуженных в ледяных водах на Ладоге. Закаленный военными испытаниями, Андрей Кузьмич не сдался болезням – он самостоятельно, делая примочки из бензина, вылечил ноги, снова стал нормально ходить, и тогда эта женщина вновь захотела вернуться к нему. Но не смог он простить ей того, что оставила его в трудную минуту. Его дальнейшая судьба сложилась с Александрой Васильевной, которая помогла ему вновь встать на ноги и оказавшая ему моральную поддержку. За свою долгую жизнь Андрей Кузьмич вырастил семерых детей. Он никогда не сидел на месте, в колхозе его знали как ответственного и дисциплинированного специалиста. Еще на войне он своими глазами увидел, насколько опасным может быть нетрезвый водитель, и уже тогда внутренняя дисциплина стала его жизненным законом. До конца своих дней он занимался посильным физическим трудом, а секрет своего долголетия он объяснял так: «Во-первых, я никогда не курил, а еще до тридцати лет не брал в рот спиртного, так как отец запрещал».

 

За проявленные мужество и героизм Андрей Кузьмич был награжден медалями «За освобождение Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги». В мирное время за трудовой вклад в развитие района ему было присвоено звание «Ветеран труда», а также он был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».

 

Анна СЕРГЕЕВА

Автор: Октябрьская искра