Главная / Новости / Общество / Буренке без пастуха – не жизнь, а тоска

Буренке без пастуха – не жизнь, а тоска

07 Июль 2017, 10:58   Количество просмотров - 1910

Сегодня трудно поверить, но в 90-е годы частное стадо в Октябрьском районе насчитывало 28 тысяч 400 голов КРС, тучные отары овец и стада баранов имелись.

С тех пор стадо худело и худело, а к двухтысячном году уменьшилось почти в два раза - до одиннадцати с небольшим тысяч. Через 15 лет и того меньше – едва четыре тысячи голов на весь район можно было наскрести. Сейчас на 18 тысяч человек населения района приходится чуть более 4 тысяч голов рогатых. О том, почему пустеют подворья селян, а буренка превратилась из кормилицы в обузу – тема отдельного разговора. Но ведь оставшихся коров тоже пасти нужно.

В селе Октябрьское в настоящее время на все село два стада, одно в микрорайоне бывшего колхоза им. Шевченко, второе – в районе Жестков, в общей сложности наберется голов сто, не больше. Да плюс ко всему десяток беспризорных коров, жадно выискивая скудную траву на обочинах дорог, шатается по селу. Их владельцы норовят сэкономить на пастушьих. Но про таких можно сказать, что скупой платит дважды.

В Большеникольском десятка три коров наберется, но пасти их некому. Выход один – по очереди собирать по округе стадо и гнать на пастбище. В Ваганово пастух имеется, но хозяйских буренок – десятков шесть не более. В Боровое коровье стадо тоже небольшое – сорок голов, в Кочердыке – сотня. В Банниково одна семья держит сразу несколько голов, а вот в деревне Окунево и вовсе беда: на все село одна коровушка осталась. Примечательно, что из большинства поселений в Крутоярском, считай, в каждом третьем дворе есть буренка-кормилица, здесь самое большое поголовье крупного рогатого скота в районе – более двухсот голов, отсюда и большая проблема – где взять пастуха? Этот острый вопрос селяне до середины июня не могли решить, а тем временем животные без «вожака» бродили, где им вздумается. В этом поселке живет также семья, на подворье которой содержится семнадцать голов скота, но таких единицы. Сегодня это скорее исключение из правил.

В большинстве поселений главы задолго до начала сезона стараются решить вопрос найма пастуха для пастьбы частного скота. На сельском сходе сообща очень тщательно выбирают самого ответственного и добросовестного работника. Заключают с ним договор, устанавливают расценки за пастьбу коровы или овцы.

По сравнению с прошлым годом нынче пастушьи расценки немного увеличились. И это понятно, жизнь дорожает, а хорошего пастуха необходимо заинтересовать рублем.

 Самые высокие расценки в райцентре, за каждую голову животного нужно выложить от 900 до 1200 рублей, самые низкие – в Больше-Никольском – 380 рублей. В Боровом, Кочердыке труд пастуха оплачивается из расчета 500 рублей  за одну голову крупного рогатого скота. Многие пастухи, понимая, что в основном сегодня коров держат люди среднего или пожилого возраста, а молодежь не спешит обзаводиться хозяйством, цены за выпас стараются не задирать. Но и за эти деньги не каждый возьмется стадо пасти – труд тяжелый и ответственность большая. Но не перевелись еще настоящие пастухи в деревне. Один из них - житель райцентра Павел Федоров. У него опыт большой в этом деле имеется, где-то около трех десятков лет. Секрет его профессионального мастерства прост: животных чувствовать надо и любить. Ему хорошо известно, что от него зависит, какие надои будут у коров, насколько они будут сыты и здоровы. И добросовестно выполняет свою работу.

 - Это сейчас несколько десятков коров приходится пасти, а ведь в девяностые годы на этом участке (микрорайон колхоза им. Шевченко) было четыре частных табуна (!), в девяностом третьем году поголовье снизилось до шестисот голов, а в девяносто шестом до двухсот.

Каждое утро на рассвете Павел верхом на своем верном коне по кличке Степной собирает стадо и гонит на пастбище, рядом с ним его верный помощник – умная овчарка Рада. Без этой верной собаки пастуху пришлось бы нелегко.

 - Моя любимица помогает мне следить за стадом, направлять его в нужную сторону, - рассказывает Павел, уставший после трудного рабочего дня, - заливистым лаем «торопит» отбившуюся от стада буренку. Вместе со мной она переносит все тяготы: жару, оводов и слепней, дожди и ветра. А у меня за столько лет уже закалка выработалась. Все могу вытерпеть: и погодные условия, и то, что за целый день бывает и словом не с кем перемолвиться.

У кочердыкского пастуха Владимира Коваленко тоже опыт большой – более шестнадцати лет он дружной компанией пасет частное стадо. Помимо лошади у него еще два помощника  -  две овчарки по кличке Блэк и Рона. Вся жизнь Владимира  связана с лошадьми, в свое время конюхом работал в совхозе, много лет на своем подворье держит этих замечательных животных. Сегодня у него шесть лошадок.

 -  Для души их держу,  -  признается он, - люблю этих добрых, верных и выносливых животных. Еще и голубей развожу. Это моя  отдушина, моя радость. Сегодня пасу шестьдесят голов буренок и двести овец. Знаю нрав каждой коровы. Мне утром собрать нужно половину стада с одного края деревни, и половину с другого. А вечером разъединить их, при этом ничего не перепутав.

 Целый день на пастбище тянется долго, но за стадом нужен глаз да глаз, чтобы напоено было и сыто. Без дела время не провожу, то сбрую подлатаю, то уздечку починю. Знаю одно: случайному человеку в этой профессии делать нечего. Не получится у него ничего.

ххх

Трудно представить деревню без кружки парного молока. Многие из нас помнят свое деревенское детство, когда ломоть горячего, с хрустящей корочкой хлеба, мы запивали этим полезным напитком. И пока на подворье еще не перевелись буренки, жующие свою извечную жвачку, профессия пастуха не исчезнет. Под звонкий «выстрел» пастушьего кнута хозяйки выгоняют своих рогатых кормилиц с подворий. Так было вчера и сегодня, а будет ли завтра?