Главная / Новости / Общество / Броня крепка и танки наши быстры

Броня крепка и танки наши быстры

22 Фев 2018, 13:40   Количество просмотров - 1087

 

75 лет назад на территории Октябрьского района впервые появились танки.

    Подразумевается, что территория Октябрьского района в годы войны была глубоким тылом и сельскохозяйственным районом, где никогда не слышали лязга гусениц танков. Оказывается, что это было не так. В немногим более чем сотне километров по прямой, от нашего района находился Танкоград.

Пока миллионы советских граждан сражались на фронтах Великой Отечественной войны, коллективы предприятий нашего региона совершали трудовые подвиги, без которых победа была бы невозможна. Южный Урал внёс огромный вклад в вооружение армии. С самого начала войны Челябинск стал крупнейшим центром оборонной промышленности, где не только производили военную продукцию, но и принимали важные для обороны решения. В Челябинскую область эвакуировали более 200 предприятий, ещё 35 крупных заводов построили с нуля. Все отрасли народного хозяйства перевели для обслуживания нужд фронта. Регион давал фронту танки, реактивные миномёты, броню, стрелковое оружие, боеприпасы. Здесь выпускали знаменитые Т-34 и легендарные «катюши».

    С началом войны Челябинский Кировский завод стал самым крупным заводом Наркомата танковой промышленности и ведущим по производству тяжелых танков. Бывший тракторный завод с  середины войны стал специализироваться на производстве тяжелых танков и артсамоходов на их базе. Ближе к концу войны завод освоил новую модель танка. КВ-1 (Клим Ворошилов) и СУ-152 сменили на ИС-2(Иосиф Сталин) и самоходные орудия ИСУ. Одних только полигонов в структуре Танкограда было семь. Кроме этого танки, опытно-серийные образцы, испытывали пробегом. Отчеты о таких ходовых испытаниях на 300 и 1000 км ежегодно поступали в архив. Для испытаний ходовой части гусеничных машин на мягких грунтах и служила испытательская трасса Челябинск - Чудиново. В то время вся информация об испытаниях считалась секретной.  На сохранившихся фотографиях того времени нет подписей и редко можно увидеть военную технику и место действия. Сейчас некоторые фонды рассекречены и доступны для пользования.

Тыл- фронту

      С Анатолием Григорьевичем Шапошниковым я встретился в Челябинске, в его квартире на ул Горького  еще 12 лет назад, когда начал собирать этот материал. Он мне рассказывал о своей работе на заводе в годы войны, показывал фотографии. После войны его работа также была связана с испытаниями боевых машин, в том числе, разработанных и для Курганского машиностроительного завода. Написать об этом тогда не сложилось, а многие подробности нашей беседы не сохранились. Вскоре я уехал работать в Троицк, но надеюсь увидеть его снова в добром здравии и вернуть ему его фото.

      В годы войны молодой водитель-испытатель Анатолий Шапошников водил тяжелые танки и самоходные орудия в том числе и по Чудиновской трассе.

   - В каждой машине во время марша был экипаж, состоящий из командира, механика-водителя и электрика. Контролировалась работа ходовой части, силовой установки и электрооборудования. Все поломки и отказы документировались и только потом устранялись. В Чудиново танкисты размещались на ночевку по домам местных жителей, занимались ремонтом и обслуживанием машин.

      Когда на испытания стали поступать машины новой модели ИС-2, ИСУ-122 и ИСУ-152, то Анатолий Григорьевич отметил, что рабочие места экипажа в них стали более удобными, как сказали бы сейчас, лучше стала эргономика.

 

По полю танки грохотали

   Из жителей Чудиново об этом помнят Валентина  Руденко и Николай Галкин. Валентине Андреевне тогда было 6 лет. Она рассказала об одном случае, который ей не мог не запомниться.

 Танки обычно стояли между домами жителей. Под один из них маленькая Валя и забралась "на спор". Механик-водитель ни о чем не подозревая завел машину и стал сдавать назад. Когда он увидел, показавшуюся из под машины  лежащую девочку, то  изменился в лице. Хотя маму Валентины и не считали строгой женщиной, но  в этот раз  она всыпала дочери от души. Также отложилась в памяти Валентины Андреевны  как звали одного из танкистов - Михаил Федосеев.

   Николай Иванович в те годы был гораздо старше. Ему в 1942-м было 13 лет.

  - Вой танковых двигателей было слышно издалека. Обычно шли три танка, - рассказывает он. - Ставили танки рядом с домами местных жителей, где размещались танкисты. Помню фамилию одного из хозяев - Орленок. Он был из эвакуированных. Один из танков  стоял около сельской кузницы, когда у него меняли двигатель.

  Чудиновские мальчишки, не так сильно загруженные работой как взрослые, часто крутились около бронированных машин, разговаривая с их экипажами, которые состояли в основном из молодых парней. Ходили  смотреть, как приезжие глушили рыбу ручными гранатами. Иногда удавалось разжиться у них "макаронинами" артиллерийского пороха и ставить потом с ними рискованные эксперименты. За кем-то найденной бесхозной ручной гранатой приезжали из райцентра, чтобы ее забрать. Появление в Чудиново  танков и танкистов внесло свой незабываемый колорит в сельскую жизнь.

  Впрочем,  он сохранился отчасти и после войны. Вместе с Николаем Галкиным, Валентиной Руденко и ее дочерью Светланой мы побывали у Немецкого прудка, в нескольких километрах от села. В вырытый немцами-переселенцами из деревни Белый Чубурак впадал ручей. На деревянном мостике через него и провалился танк. Да так неудачно, что вытащили его только через несколько лет после войны. Все эти годы закрытая бронемашина, по словам Валентины Андреевны,  там и простояла. Когда они ходили в лес по грибы-ягоды, то останавливались и отдыхали , сидя на броне. Вряд ли опытный водитель тяжелого танка заблуждался насчет прочности деревянного мостика. Скорее всего он просто не ожидал его увидеть на местности, где нет речек и оврагов,  и не успел остановить машину. Насыпь, приподнятая в этом месте, сейчас заросла мягкой травой, а провал и Немецкий прудок - камышами.

Гремя огнем, сверкая блеском стали

    Несмотря на то, что задача у меня была более чем скромная, в читальном зале Объединенного Государственного архива Челябинской области  я был дважды и подолгу. Поиски документального подтверждения существования Чудиновской трассы увенчались успехом. Примерно за час до моего ухода в моих руках было архивное дело одного из рассекреченных фондов с документом под названием "Календарный план испытаний танков КВ-1с и Т-34". В перечне испытательских трасс кроме Уфимского и Троицкого трактов в нем  есть и Чудиновский тракт! Документ датирован 8 марта 1943 г. и подписан военпредом ГАБТУ майором Ворошиловым.

   Работа в архиве - дело интересное, но затратное по времени. Читальный зал ОГАЧО работает для посетителей только три дня в неделю, а необходимые материалы нужно заказывать заранее. В мое положение - то, что я приезжий,  служащие архива вошли. Они нашли  и выдали мне заказанные материалы,  несмотря на позднее время - полчетвертого дня.

   Среди просмотренных мной архивных дел было немало интересного. Например, приказ военпреда об "отправке на металлургические заводы танков КВ-9, КВ-7 , КВ-12 ...., как не прошедших испытания".Туда же направлялся и КВ-1 , "как снятый с вооружения и нецелесообразный к восстановлению". Наконец, часть машин: Т-29, Т-111 и другие этим же приказом отправились в подмосковную Кубинку. Сейчас там находится Центральный музей бронетанкового вооружения и техники России.

Танкоград включал в себя не только собственно ЧТЗ, но и эвакуированные Харьковский моторный , Ленинградский Кировский и один из цехов Сталинградского тракторного заводов. Все они разрабатывали и производили танки и другие бронемашины. Вместе с оборудованием заводов в Челябинск привезли и много опытных машин и конструкторских заделов.В максимально сжатые сроки на заводе построили и ввели в действие 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Прибывавшее с эвакуированных предприятий оборудование «с колёс» разгружали на пустырях, ставили на фундаменты будущих цехов, начинали производство прямо на морозе, а уже потом строили вокруг них стены и сооружали крыши.Производить танки начинали с нескольких единиц в сутки, но быстро довели этот показатель до 12-15 машин в день. Специалисты завода постоянно работали над сокращением трудоёмкости производства.В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство на предприятии наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок». Этот танк, который на фронте получил нежное прозвище «ласточка», принёс советским войскам победу в обороне Москвы и Сталинграда. Именно на ЧТЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на постаменте на одном из склонов Мамаева кургана.

  Вполне возможно, что хотя бы часть названных и многих других опытных машин проходили испытания и на территории нашего района в годы войны. Приятно осознавать, что и Октябрьский район, хоть каким-то образом, причастен к созданию танковой мощи нашей Родины.

Пока готовил материал к печати, вот что подумал: Челябинская область сегодня  —  огромный оборонный кластер страны. С тех пор, как была запущена военная реформа, на предприятиях ВПК Челябинска освоены в общей сложности более триллиона рублей, а это значит , мы в любую минуту, если понадобится, готовы продолжать традиции наших предков и готовы дать отпор любому врагу. И как в песне поется "Броня крепка и танки  наши быстры, и наши люди мужеством полны!"

                                                                                                          Владимир СТЕПЧЕНКО