Главная / Новости / Общество / Они вспоминают сегодня Афган, и горы, покрытые кровью от ран

Они вспоминают сегодня Афган, и горы, покрытые кровью от ран

15 Фев 2019, 19:07   Количество просмотров - 2128

15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск с территории Афганистана.

Время все дальше и дальше отдаляет нас от той «необъявленной» войны, длившейся с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Советское руководство для предотвращения угрозы появления у границ СССР (страны, которой уже нет) враждебного государства приняло решение о введении Ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Официально этот военный конфликт называли «выполнением интернационального долга». За девять лет через Афганистан прошли 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и умершими от ран 13833 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 воинов, инвалидами войны стали 6669 «афганцев».

Сотни людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков. Русские мальчишки, оказавшиеся вдали от родины, заглянувшие в лицо смерти, терявшие своих друзей и товарищей, взрослели рано. Воевали на чужой земле и наши земляки – 77 человек-жителей Октябрьского района. Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Кабуле и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг, попадали в засады, заживо горели в БТР-ах, глотали пыль дорог под перекрестным огнем пулеметов, рискуя собственной жизнью, подрывались на минах. От полученных ран они умирали и после войны. Сегодня в районе их осталось 59 человек. Мы чтим память тех, кто не вернулся живым с той войны, и гордимся теми, кто живет и работает среди нас.

Афганские дороги Анатолия Бобровцева

В восьмидесятые годы в стране под названием СССР жители слушали телевизионные репортажи, в которых говорилось об Апрельской революции в Афганистане, но мало кто тогда знал, что эта война станет реальным фактом биографии сотен тысяч советских солдат-срочников, в том числе и парней из нашего района. Незадолго до юбилейного дня к одному из них мы отправились в гости. Это Анатолий Владимирович Бобровцев, который живет в небольшой деревушке Горелое. Ему сегодня уже за пятьдесят, а тогда, в восемьдесят четвертом году, восемнадцатилетним парнишкой он попал в Афганистан, на землю, где шла война.

Тридцать лет минуло с тех пор, но при встрече с воином-афганцем, понимаю, что все они, кто когда-то соприкоснулся с событиями той войны, чувствуют боль и десятилетия спустя. Только боль эта спрятана глубоко, и не каждый из них готов бередить едва затянувшиеся душевные раны.

Наш сегодняшний герой, в котором с первого взгляда угадывается твердый характер, решимость, встретил нас на крыльце, пригласил в дом, и хоть не сразу, но согласился рассказать о своей боевой службе.

 - Меня и еще двенадцать человек из Октябрьского района в 84-ом году призвали в армию, - начал свой рассказ Анатолий Бобровцев. – Это Сергей Смирнов, Сергей Швед и другие. Несколько месяцев в одном батальоне я служил и с Андреем Вовенковым, который погиб в афганской войне, и чья фамилия сегодня выбита на памятнике воинам-землякам. Мы с ним попали в Казахстан, в г. Усть-Каменогорск, где были сформированы отдельные группы, а оттуда уже были направлены, кто куда. Меня судьба забросила сначала в узбекский городок Термез, а уже оттуда в приграничный город и порт в Северной провинции Балх Афганистана. Как сейчас помню: август, жара страшная, пустынная местность и несколько палаток, где нас разместили.

Деревенский парнишка из уральского села попал в 395–ый мотострелковый полк, в роту материального обеспечения. Анатолий, за баранкой бензовоза преодолевал тяжелые, незнакомые горные дороги. Перед их ротой стояла задача обеспечивать полк горючим. В любых военных действиях вслед за бэтээрами и боевыми машинами пехоты всегда следовали бензовозы – заправщики топливом. Водители этих машин были практически смертниками. Душманы устраивали из гранатометов настоящую охоту на такие транспортные средства. Один выстрел и машина превращалась в горящий факел. А если такое случалось, то колонна становилась хорошей мишенью для моджахедов. Одним словом, дыхание смерти на земле, где полыхала война, чувствовал каждый. О проводимых операциях в том же Панджшерском ущелье, о том, как почти на его глазах погиб его друг и товарищ из Киргизии, Анатолий вспоминал неохотно, но за его скупыми словами угадывалось многое.

 - Наш ротный нам говорил так: «На войне всякое бывает, поэтому пишите родителям правду о том, где вы конкретно служите, чтобы в случае чего – они были осведомлены,  -продолжает Анатолий Владимирович. – Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их сыновья отправлены в далёкий Афганистан. Я у мамы единственный сын, и я не хотел ее расстраивать. Вот и решил отправить весточку бабушке, чтобы она ее со временем могла подготовить. На конверте написал совсем другой адрес. Но, правильно говорят, материнское сердце не обманешь. Тем более мама моя почтальонкой работала. Она все сразу поняла.

Любая война – это боль, трагедия, жестокость, но в то же время подвиг, братство. Потому всех афганцев,  кто прошел Афганистан, ребят, рано поседевших, объединяет особое братство и афганская дружба. Боевые побратимы не прерывают связь и сегодня.

 - Тридцать лет прошло, но будто вчера все это было. До сих пор я перезваниваюсь со своими друзьями – Сергеем Горленко из Днепропетровска, Толиком Смирновым из Сочи, Володей Савеловым из Донецка.  Мы понимаем друг друга с полуслова, в них я уверен, как в себе. Они никогда не предадут.

Сколько материнских слез было пролито за два года матерью Анатолия, пока он служил. Но каким безмерным было счастье, когда он вернулся живым в родительский дом!

 - В  86-ом, когда покидал Афган, в душе было какое-то щемящее чувство тоски. Это трудно объяснить, нужно самому испытать. Но помню, как стало на сердце тепло, когда увидел  родное село, свою мать. В день, когда вернулся домой, ворота нашего дома не закрывались, - улыбаясь, вспоминает Анатолий. -  По деревне тут же  разнеслась весть: «Бобер вернулся!» Я уже немного отвык от этого прозвища, в Афгане меня почему-то все «дедом» называли. Вообщем, отметили мой дембель тогда, как полагается.

Работа в те годы в местном колхозе была. Анатолий после окончания курсов трудился на автобусе, возил ребятишек в школу, обеды механизаторам в поле. После развала сельхозорганизации, в девяностых устроился в Октябрьский Узел связи. Выручало и хозяйство, которое они всегда держали со своей супругой Ларисой. Четверых детей нужно было растить, воспитывать. Сегодня трое из них уже самостоятельные. Две дочери стали врачами, сын  - техником по электроснабжению железнодорожных путей. А самой младшей – Вареньке только восемь исполнилось. Ее еще нужно растить и растить. На жизнь глава семьи не жалуется, но в разговоре понимаю, что сегодня он столкнулся с проблемой – где найти работу. Супруга Анатолия не удержалась и сказала: «Мой муж трудностей никогда не боялся, ни в молодости, ни сейчас -  в зрелом возрасте. Иногда он шутит, что его девиз: «Чем труднее – тем лучше».Покидая гостеприиминый дом Бобровцевых, ловлю себя на мысли, что восхищаюсь этим человеком, его мужеством, его жизненной стойкостью. Анатолйи Бобровцев – настоящий мужчина, настоящий воин-афганец.

Саперы ошибаются лишь раз

Некоторые из ребят и не догадывались, что их везут на войну, что им предстоит служить в Афганистане. Ахметжан Нашаров, наш земляк из д. Александровка Каракульского с/поселения, тоже сначала попал в Казахстан, в  «учебку» или вернее «карантин». А спустя три месяца их посадили в обычные пасажирские вагоны спецпоезда, который двинулся на восток. Состав направлялся в небольшой городок, приграничный с Афганистаном. И как вспоминает сегодня Ахметжан Шакиржанович, по пути следования они стали догадываться, что они едут на войну. Позади остался железнодорожно-автомобильный мост через реку Амударья. Его называли мостом Дружбы  (солдаты окрестили его мостом смерти), именно через него 15 февраля 1989 года будет  завершен вывоз советских войск из Афганистана. В этом же году он будет переименован в «Хайратон». Попал рядовой Нашаров в дорожно-комендантскую бригаду, в обязанности которой входило дорожное обеспечение. Это был тяжелейший и опаснейший труд. Нужно было проверить дорогу, по которой будет двигаться советская колонна, заминирована она или нет. «Отрабатывать» приходилось по 7-8 километров, где каждый метр таил смерть. Но бойцы шли вперед, зная, что должны выполнить поставленную задачу – дорога за их спинами должна была быть безопасной. Запомнился Ахмежану Нашарову и перевал Саланг, который называли Дорогой жизни. Служба в Афгане – особый период в жизни нашего земляка. Он был солдатом, верным присяге и воинскому долгу.

За спиною горы и горе

Любое напоминание будь то слова песни солдат-афганцев, фотография или другой атрибут – все это болью отзывается в сердце Евгения Васильевича Скибенко из д. Уйско-Чебаркульское. Афганцы знают цену каждой прожитой минуте, знают о жизни нечто такое, чего не знаем мы.

..Евгения призвали в армию в 78-ом. Срочную службу он проходил в мотострелковой дивизии, но в декабре 79-го года на ИЛ-78 вместе с другими ребятами был отправлен в г. Термез, а оттуда -  в Афганистан. И сегодня ветеран боевых действий, сержант Евгений Скибенко хранит в своей памяти годы боевой юности. Ему, технику-механику, до армии он получил эту профессию, довелось попасть в беспощадное пекло Афгана, отбиваться от душманов в ущелье. «Привыкнуть можно ко всему, говорит он сегодня, -  но трудно было осознавать, что в любую минуту ты можешь стать мишенью для притаившегося в горах противника. Не верьте тем, кто говорит, что на войне не страшно. Страшно. Страшно, когда гибнут твои товарищи, с которым еще несколько часов назад ты делился куском хлеба, когда матери не дожидаются своих сыновей».

 

 - У меня все в порядке, - эти строчки писал своим родителям сержант Скибенко. Но только после того как он вернулся домой живым и здоровым, родители узнали, где проходил службу их сын. Разве мог он тогда рассказать им все о том, как  сопровождал колонны, изучал караванные тропы, уничтожал душманов. Родители испытывали радость и гордость за своего сына.

И нам сегодня хочется сказать: мы гордимся вами – наши земляки!