Главная / Новости / Закон и порядок / Наша служба и опасна и трудна

Наша служба и опасна и трудна

31 Окт 2017, 10:31   Количество просмотров - 1856

Евгений Загребельный четверть века посвятил работе в уголовном розыске.

Из них последние 10 лет до ухода со службы по выслуге лет находился в должности первого заместителя начальника ОВД - начальника криминальной милиции, в звании подполковника. Награжден медалями МВД России трех степеней. В этом 25-летнем отрезке времени уместилось несколько этапов развития истории нашего государства и развитие милицейской службы. Последние годы его работы в РОВД пришлись на кризисные 90-е, когда в стране царил разгул преступности, в том числе организованной, и служба в органах внутренних дел реально стала и опасна, и трудна. Но именно в это неспокойное время большой профессиональный опыт сыскаря, высокий личный авторитет самого Евгения Загребельного, его юридическая компетентность и сила интеллекта как нельзя лучше пригодились ему в борьбе с преступностью. Ему и его коллегам удавалось раскрывать самые сложные преступления в условиях полной неочевидности, тяжкие и особо тяжкие.

Огромный общественный резонанс вызвали в те годы в районе убийство женщины на автозаправке, поджог продавца в киоске. Помнят октябрьцы, как в селах орудовали целые организованные преступные группы, специализирующие на массовых кражах и забоях скота в хозяйствах и у населения, расцвел в эти годы и рэкэт. Операм работать приходилось на износ, сидеть в засадах, использовать различные уловки и методы в работе, чтобы выявить подозреваемых лиц и наказать. В ином случае человек, потерпевший от рук злоумышленников, никогда не смог бы поверить в справедливость. Именно на оперуполномоченных уголовного розыска возлагается профессиональная обязанность – найти преступников и обезвредить, чего бы им это не стоило.

И через годы профессия не отпускает

Прошло 10 лет, как Евгений Николаевич расстался со службой, но беседуя с ним, поняла, что он по - прежнему всем сердцем там, в своем уголовном розыске. Не отпустил он его, нет. И сны его о том же. И все преступления, раскрытием которых он занимался, помнится им до мельчайших подробностей, потому что каждое дело приходилось проживать, пропускать через себя. Но при этом он никогда не позволял себе проявлять личную неприязнь к человеку, нарушившему закон, старался понять мотивы его поведения и наладить с ним психологический контакт, соблюдая права своих обвиняемых.

-Это сложно, очень сложно,- признается бывалый опер,- видеть слезы и отчаяния потерпевших и не перегнуть палку в работе с задержанным, подозреваемым, даже если он законченный негодяй. Тем не менее, сотрудник милиции не имеет морального права на предвзятое отношение к человеку, личные эмоции, за основу должны быть взяты объективность и законность его действий.

Сама судьба пророчила ему служить в ОУР

Нахожу, что внешний вид бывшего начальника криминальной милиции далек от суровости и жесткости, которая обычно накладывает на человека такая служба. Если он не будет облачен в форму, в нем не угадать служителя закона. Его больше отнесешь к категории людей, обладающих чисто гражданской профессией, поскольку ему больше свойственны такие черты, как врожденная интеллигентность, дипломатичность, подчеркнутая тактичность в общении с людьми. Решила сказать ему об этом. На что он мне ответил: «Если это так, то мне это мне не только не мешало в работе, а даже способствовало выстраивать психологический контакт с человеком, совершившим преступление. Хотя я умею и жестким быть, когда это необходимо».

-Евгений Николаевич, а как Вы пришли в эту профессию, случайно или нет?

 - Все случайное закономерно,- сказал он. – Окончив Чудиновскую школу, я поступил в Курганский машиностроительный институт, где была военная кафедра по подготовке военных специалистов и меня эта специальность притянула. За отличные успехи в военной подготовке и высокую воинскую дисциплину ректор института наградил меня Почетной грамотой. Будучи студентом, я постоянно участвовал в рейдах по охране общественного порядка вместе с инспекторами уголовного розыска, был примерным комсомольцем, активистом. Вот тогда меня и заметили, и после института сразу пригласили на работу в уголовный розыск. Я согласился и начал работать на территории Октябрьского ОВД г. Кургана, прошел спецобучение и подготовку в г. Чебоксары. А затем приехал в отпуск в отчий дом и получил приглашение от начальника РОВД Александра Яковлевича Грачева работать в милиции в своем районе. Я дал согласие. И вот так 25 лет отдал этой службе, последовательно пройдя все ступени карьерной лестницы оперативного сотрудника, дослужив до подполковника. За время моей службы сменилось 13 министров МВД.

Служба и впрямь была опасна и трудна

- 70-е и 80-е годы службы в советской милиции вспоминаю с особой благодарностью. В это время в системе МВД ковали профессиональные кадры, министром МВД СССР был в то время генерал армии, доктор наук Щелоков, при нем была открыта Академия МВД и 17 высших учебных заведений. Именно Н.А. Щелоков популяризировал службу в МВД, она становилась престижной, оставаясь при этом народной. Это был период расцвета общества и высокого уровня правопорядка.

-Но на смену им пришли 90-е годы, а вместе с ними – социально-экономическая нестабильность в стране, глубокий кризис в хозяйственно-экономической сфере. В обществе появились безработные, малоимущие, люди, ведущие асоциальный образ жизни. Резко возросли случаи краж, мошенничеств, грабежей, разбоев, угонов. Появились новые виды преступлений: заказные убийства, похищения людей. Для сотрудников милиции и уголовного розыска, в частности, наступили адовы времена, они в прямом смысле слова подвергали свою жизнь риску и опасности и при этом имели крайне низкую оплату за свой нечеловеческий труд. Но эти трудности были преодолены нашими общими усилиями, самые стойкие выдержали и это испытание профессией. И если бы мне удалось начать все сначала, я снова бы выбрал этот тернистый путь, потому что служба в ОУР изначально не предполагает легкого пути, но затягивает человека основательно.

-Еще скажу, что благодарен судьбе за то, что мне довелось работать с настоящими профессионалами, зубрами своего дела, являющими олицетворением этой службы: Александром Яковлевичем Грачевым, Анатолием Федоровичем Белоусовым, Виктором Семеновичем Вильгаук, Егором Антоновичем Барт,  Сергеем Владимировичем Рябенко, возглавляющим в настоящее время Отдел МВД. Все они прошли через уголовный розыск, все являются сыскарями по сути, и гордятся своей принадлежностью к данному виду службы. Наш коллектив ОУР занимал 1-е места в области и неоднократно поощрялся, в том числе и машиной.

Сегодняшним ребятам, служащим в ОУР, тоже приходится работать в очень непростых условиях. Раньше общество почитало сотрудников милиции, считая их своими защитниками, а сегодня идеология и общество, увы, не те, нет той солидарности, благодарности, сопричастности. Полиция находится на новом этапе развития и техническом в том числе. Но какие бы задачи перед ними не ставило время, я уверен, что опера смогут достойно с ними справиться. Опера прорвутся. На следующий год уголовный розыск будет отмечать 100-летие службы. И имена работников ОУР Октябрьского отдела МВД тоже войдут в летопись истории службы Южного Урала.

Достойное продолжение рода

Стоит сказать, что Евгению Николаевичу удалось влюбить в свою профессию и сына. Илья окончил Челябинский юридический институт МВД и в настоящее время служит в полиции экспертом-криминалистом, ему повезло иметь рядом с собой наставника лице отца. Здесь же, в отделе он познакомился со своей будущей женой Аленой, которая сегодня занимает должность зам. начальника ОМВД по работе с личным составом. Вот такая получилась у них милицейско - полицейская семья. Теперь уже можно сказать, что в полиции продолжает службу семейная династия Загребельных. И их легендарный отец и дедушка, Почетный гражданин района, ветеран войны, участник Курской битвы, Николай Родионович Загребельный, не так давно ушедший из жизни, по праву гордился своим продолжением рода, достойно несущим его фамилию.