Главная / Новости / Общество / Чернобыль. Жизнь «до» и «после»

Чернобыль. Жизнь «до» и «после»

27 Апр 2020, 15:59   Количество просмотров - 1386

Со дня аварии на Чернобыльской АЭС прошло 34 года. Ровно столько лет назад, 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая в Советском Союзе техногенная катастрофа. В атмосферу было выброшено почти 200 тонн радиоактивных веществ. Последствия этой страшной аварии ощущаются до сих пор.

 

Взрыв реактора, который прогремел в 1 час 23 минуты и 40 секунд, задал новый ход в часах истории человечества. Большая стрелка спешила по своему привычному пути, но все вокруг было уже совсем иначе. Жизнь тысяч людей разделилась на «до» и «после».

 

Авария на ЧАЭС застала всех врасплох. Никто не знал толком, как реагировать на бедствие подобного масштаба. Власти не только скрывали всю информацию, но и сами оказались не способны быстро и адекватно оценить обстановку. В стране не существовало системы, которая отслеживала бы в реальном времени информацию о радиационном фоне на обширных территориях. Поэтому в первые дни после аварии люди, уже находящиеся в зоне поражения, еще не знали об опасности, которая им угрожает, и каждый из них готов был прийти на помощь.

 

Тысячи писем с мая месяца стали приходить на атомную станцию, затем в ПО «Комбинат». Читая их (в архиве Александра Коваленко — начальника отдела информации в те годы) поражаешься светлым чувствам и вере людей в востребованность своих заявлений:
— «Готов в любую точку, хоть сегодня» (Сачков М.В.)
— «Я хочу помочь своим людям, своей Родине» (Пилипчук Н.В.)
— «Не лишайте меня счастья быть полезной и оставить свой вклад в борьбе с бедой» (Демиденко)
— «Я могу работать санитаркой» (Тарасова А.)
— «В эти трудные дни готов трудиться вместе с вами» (Совин А.М.)
— «Пожалуйста, возьмите меня, хотя мне всего 19 лет, но я твердо решила и не отступлю» (Смирнова Н.А., Ленинград)
Таких писем от людей разных профессий было много. Они приходили из Ангарска, Караганды, Москвы, Ватутино, Душанбе, Фрунзе, Петрозаводска, Киева, Майкопа и сотен поселков, деревень, городов. Вот такая была поддержка....

 

Сколько погибло в чернобыльской катастрофе людей, точно не могут сказать даже  сегодня. Известно, что сразу после взрыва в больницах от лучевой болезни умерли около 56 пожарных, а в первые после аварии годы — около 200 тысяч ликвидаторов, занимавшихся дезактивацией территорий. Кроме того, статистические данные по г. Чернобыль и хроника катастрофы неумолимо твердят о 116 тысячах эвакуированных с зараженной территории жителей, которые потеряли свое здоровье или жизнь из-за ошибки в роковую апрельскую ночь. 

 

В ликвидации аварии от нашего района принимало участие 55 человек. На сегодняшний день их осталось 25: Михаил Иосифович Бланк, Виктор Ефимович Погребников, Владимир Васильевич Чернобровин, Владимир Николаевич Жидовец, Анатолий Дмириевич Поберей, Николай Николаевич Хорошман, Иван Александрович Алгеер и др. 

С 1990 года возглавляет местную общественную организацию «Союз – Чернобыль» Анатолий Иванович Мороз. . Каждый год чернобыльцы, объединённые одной болью и одними воспоминаниями, собираются вместе и чтят память тех, кого уже нет в их рядах, а таковых уже 22 человека. Из них трое отмечены высокими наградами: Дмитрий Порфильевич Лыпко, удостоенный Ордена мужества, Анатолий Иванович Зайцев и Андрей Иванович Цейзер, награждённые медалями "За спасение погибавших". Всех их породнило чернобыльское братство.

 

В прошлом году Анатолий Иванович Мороз был гостем нашей редакции и сетовал на то, что для участников ликвидации аварии не предусмотрена специальная медицинская помощь, а ведь это люди с подорванным здоровьем, нуждающиеся в особом лечении. Единственная поддержка, которая оказывается ликвидаторам ЧАЭС – это ежемесячная денежная выплата.

 

Сегодня в окрестностях Чернобыля живет не больше тысячи человек. Так называемых самосёлов. Это люди, которые по каким-то своим причинам решили здесь остаться или вернуться. Кроме того, около 3000 человек обслуживают предприятия зоны отчуждения, приезжая сюда вахтовым методом. А все желающие теперь официально могут посетить этот огромный, местами жутковатый музей в качестве туристов. Доза радиации, которую можно получить на экскурсии, как говорят специалисты, не больше, чем во время авиаперелета.  Главное правило — ничего не трогать голыми руками и ничего отсюда не выносить, кроме впечатлений.

 

В преддверии этой исторической даты хочется еще раз поблагодарить всех, кто ликвидировал последствия взрыва и радиоактивного загрязнения на Чернобыльской АЭС, и пожелать очевидцам этой аварии здоровья и долголетия!

 

Евгения Синявская