Главная / Новости / Общество / Эта встреча была жизненно необходима

Эта встреча была жизненно необходима

10 Дек 2015, 10:10   Количество просмотров - 1642

Недавно наш район посетил Петр Акимович Овинов.

 

Старшему поколению жителей нашего района хорошо известно его имя. В конце 50–х он работал в Каракульской школе учителем русского языка и литературы, затем секретарем РК ВЛКСМ, в 60–е годы — директором Октябрьской школы и заведующим отделом народного образования. Петру Акимовичу было присвоено звание заслуженного учителя. В 1969 году П.А. Овинов был приглашен на работу в обком партии, ему пришлось уехать из района, но все эти годы он поддерживал связь с теми людьми, с которыми ему довелось сотрудничать. Его не раз приглашали в район в числе почетных гостей на юбилейные даты. И вот совсем недавно он посетил наш район с благородной миссией в качестве члена «Челябинского общественного благотворительного фонда « Будущее Отечества» им. В.П. Поляничко, чтобы отдать дань уважения великому русскому языку, глубинное познание которого стало его профессией. Стоит сказать, что Петру Акимовичу исполнилось 84 года, но он восхищает окружающих своей интеллигентностью, высоким уровнем культуры и образованности, феноменальной памятью, энциклопедическими познаниями. Это человек, которого можно слушать бесконечно и учиться, учиться у него мудрости жизни.

 

Истинный патриот своей Родины

28 сентября 2015 года в южноуральской столице состоялась презентация социально-значимого проекта « Русский язык — горжусь тобой», реализуемого данным фондом. В рамках этого проекта Петр Акимович провел встречи с учащимися Октябрьской и Маякской школ. Миссия его состояла не в подаче и проведении урока, как такового. Необходимость этих встреч он видел в ином: напомнить о том, как велик, богат и красив русский язык, отражающий нашу великую историю, наши традиции, нашу культуру! Но ведь нас в последнее время вместе с экономической и культурной оккупацией, настигает и оккупация языковая. А он, как истинный патриот своей Родины и языковед, является ярым противником засилья иностранных слов в русском языке (признаться, я полностью с ним солидарна), к которому в последнее время стремится, соревнуясь, армия журналистов всех видов СМИ. По стране идет повсеместное подражание в использовании модных, чужих и непонятных нам слов. Тогда о каком же патриотизме, уважении к себе и своему народу идет речь, если мы сами игнорируем собственный язык и щеголяем друг перед другом иностранными словами, зачастую, даже не понимая их смысла.

 

Русский язык — великий язык

— А ведь с незапамятных времен русский язык являлся тем стержнем, на котором крепилось единение многочисленных народов дореволюционной России, а затем и Советского Союза,— говорит Петр Акимович, обращаясь к своим слушателям. — И сегодня единым многонациональный народ России делает русский язык, русская культура. В настоящее время на русском языке говорят около 300 млн. человек. Он был и остается одним из шести официальных и рабочих языков такой авторитетной международной организации как ООН, куда входят более 190 государств. В Интернете он занимает второе место после английского языка. Русский язык введен в число официально изучаемых в учебных заведениях почти в ста странах мира.

Он — один из самых образных, красивых и музыкальных

 — Каждый год в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина приезжают молодые люди почти из 90 стран мира, чтобы изучать язык народа великой страны. А мы, в свою очередь, не зная, как подобает, своей русской грамоты и правил, вводим в свою лексику слова иностранного происхождения, несмотря на то, что наш язык отличается таким словарным богатством. Среди почти трех тысяч языков мира — русский — один из самых образных, красивых, музыкальных, метких. Он формировался и развивался вместе со своим народом, отражаясь в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках, порождая особые слова, не имеющие аналогов ни в каком другом языке. На нем с поразительной глубиной и достоверностью выражали свои мысли советские ученые и политики, создавали прекрасные произведения писатели и поэты. И поэтому мы не можем не восхищаться и не гордиться красотой, силой и живостью русского языка и нам нет никакой необходимости прибегать для выражения своих мыслей к заимствованию «иностранщины», — убеждённо говорил Петр Акимович.— На первом месте для каждого из нас должна быть потребность в изучении своего родного языка во всем его богатстве и разнообразии.

 

В молодёжной среде язык сжимается

 Нельзя не отметить, что в последние годы, к сожалению, заметно суживается словарный запас у молодых людей. В молодежной среде развивается особый сленг, далекий от речевой культуры. Современная речевая стихия нуждается в серьезной реконструкции, ведь мы перестаем друг друга понимать, чувствовать, слышать, с головой окунувшись в социальные сети, где язык упрощен и сжимается, словно шагреневая кожа. Фонетическое письмо стало главным инструментом передачи СМС–сообщений, как слышу, так и пишу (вместо «сейчас» — «щас» и т.д.), а эмоции передаются скобками и смайликами. Мир современный человек большей частью воспринимает исключительно событийно, графически, а не при помощи чувств и ощущений. Между событиями ничего нет, пустота. Поэтому так важно повернуть школьника к культуре письменной и устной речи. В сложившейся ситуации одним из главных предметов в школе должна стать литература. Именно этот предмет дает возможность ученику через проживание книги увидеть себя, описать свое состояние, внешний и внутренний мир. Почувствовать красоту и богатство слова, пополнить свой словарный багаж, а в создании собственных текстов ориентироваться на лучшие образцы художественной литературы.

 

Классики в шоке

Но… цитирую перлы, собранные доктором филологических наук Т. Калининой, обучающей студентов–первокурсников одного из гуманитарных ВУЗов Южного Урала. При поступлении они имели средний балл по русскому языку — 83, то есть это не просто «пятерка», а «суперпятерка». Педагог ВУЗа даже не указывает на речевые погрешности в текстах своих студенток, с которыми проводила установочные диктанты для выявления уровня знаний. Они ей показались чепухой по сравнению с тотальным незнанием классики. Рассказ «Судьба человека», оказывается, написал Лев Толстой, автор «Тараса Бульбы» — Максим Горький, название романа Бориса Васильева « Не стреляйте в белых лошадей». В русской классике, как выяснилось, есть и такое произведение, как роман Евгения Онегина «Му–му»(?!).

 

Век современных технологий

Главная беда, по мнению работников высшей школы, это ЕГЭ. Последние годы дети все меньше читают книг и не пишут диктантов с сочинениями, а все время тренируются вставлять пропущенные буквы и ставить галочки, поэтому сузился круг их литературных познаний, словарный запас слов. Многие ученики не в состоянии грамотно и логично выразить свои мысли, написать заметку, письмо. Вот такие проблемы возникли у нас в век реформирования образовательной системы, в век высоких информационных и коммуникативных технологий. Безграмотность сегодня стала настоящей бедой для современной молодежи.

 

Давайте уважать себя

Вот почему с такой болью говорил о небрежении к собственному языку Петр Акимович Овинов, и с каким проникновением, с какой душевностью он читал на встрече с учениками стихи Пушкина. В классе повисла тишина, и что–то сжалось в груди, казалось, вот–вот нахлынут слезы… Он, как и поэт, лирой чувства пробуждал в каждом ученике, сидящем в классе. Он взял–таки их за живое. Не случайно парень — старшеклассник Маякской школы, заслушавшись поэзией, попросил Петра Акимовича прочитать еще что–нибудь «пушкинское».

 

 

Да, меняется наша жизнь, постоянно привнося что–то свое, новое, заполняя все ее сферы. В наш обиход входят новые слова, понятия, речевые обороты, соответствующие новым социально–культурным условиям жизни. Но каждое новое поколение должно совершенствовать свой родной литературный язык, являющимся основным средством выражения своей национальной культуры, а не  замещать его словами иностранного происхождения, умничая при этом. Это нужно нам из уважения к самим себе.