Главная / Новости / Общество / Танковые войска – главная ударная сила Сухопутных войск

Танковые войска – главная ударная сила Сухопутных войск

05 Сен 2024, 10:04   Количество просмотров - 349

Это профессиональный праздник тех, чья служба и работа связана с гусеничными бронированными машинами.

К слову сказать, автор этого материала проходил срочную службу в одном из танковых соединений Группы советских войск в Германии и горд своей принадлежностью к данному роду войск. Поэтому хочется вспомнить службу и рассказать о том, какой она была в середине 70 –х годов. 

 

 Тогда любили говорить, что "на Востоке опасность нарастает, а на Западе она сохраняется". Наш 245-й гвардейский Гнезненский мотострелковый полк вместе с двумя танковыми полками входил в состав танковой дивизии и сравнительно недавно был перевооружен с гусеничных БТР-50 на новейшие по тому времени боевые машины пехоты БМП-1. По тревоге три батальона "гренадёрской пехоты" на БМП (98 машин) и усиленный (41 танк т-62) танковый батальон, не считая других подразделений (более 100 автомобилей и 40 бронемашин), должен был выйти к своему участку германо-германской границы в район города Хальберштадт. Там нас ждала 7-я бронетанковая бригада Британской Рейнской армии.

 

 Наш полк в дивизии не считался второстепенным. Если на ежегодной проверке он получал "двойку" по боевой подготовке, то "двойка" выставлялась и всей дивизии. А еще он пользовался популярностью у больших армейских начальников по причине многолюдности. Наш многочисленный полк, как и другие, вопреки требованию главкома ГСВГ, привлекали к несению службы при штабе дивизии, обслуживанию полигона и стрельбища, копке картошки и другим хозяйственным работам, в том числе и в народном хозяйстве ГДР.  Нас, механиков-водителей, это касалось в меньшей степени. Мы находились при своих машинах в гарнизоне и даже в караул ходили редко.

 

Тем не менее, боевая подготовка тоже занимала немало времени. Это два крупных (дивизионное или полковое) учения, как правило, с погрузкой и выгрузкой с железнодорожных платформ. Были бесчисленные батальонные и ротные (с боевой стрельбой и без оной) учения ежегодно.  Также каждую неделю проходили упражнения на стрельбище. Для экипажей из вооружения БМП, а для пехоты - с борта и в пешем порядке.  Вождение БМП на танкодроме Магдебургского полигона (6-а упражнение "Преодоление препятствий и ограниченных проходов") выполнялось механиками-водителями, командирами машин (отделений) и офицерами как днем, так и ночью. Кстати, эпизод в фильме "Русское поле" мне показался надуманным. Преодоление "Прохода в противотанковом рву" не представляет особых трудностей и не влечёт за собой "двойку" в случае неудачи, в отличие от некоторых других препятствий. Еще можно назвать еженедельный суточный наряд по полку, когда рота заступает полностью вместе с офицерами и старшиной (караул, столовая и другие наряды), обеспечивая жизнедеятельность и охрану нашей большой части. Вот из этого и состояла срочная служба в линейной части. Хотя был ещё один момент.

 

Вождение на плаву у нас было реже, чем большие учения, но чаще, чем Новый год. Почти невозможно вспомнить случаи, когда плавающие способности бронированной техники использовались в вооруженных конфликтах за последние десятилетия. Обычно это красиво показывали только на учениях. У нас такие занятия были. Вскоре после прибытия в ГСВГ нас, механиков-водителей, отправили на плав в районе города Бург. Подъезжая к Эльбе, где скопилась водоплавающая техника нашей 47-й Нижнеднепровской танковой дивизии, мы увидели плывущие вниз к славному ганзейскому городу Гамбургу две огромные баржи с песком. Впереди их тащил небольшой буксир, а сзади в них упирался буксир-толкатель. Как только они прошли, техника пошла в воду. Колесные БТР-60ПБ с гребным винтом сзади рассекали во всех направлениях. Ревели, разворачиваясь, плавающие танки ПТ-76, самоходные паромы тащили на противоположный берег "Уралы" с пушками на прицепе. Только по двум столбам дыма у противоположного берега можно было увидеть две плывущие БМП. Плавательные возможности у БМП-1 были скромнее. Машина двигалась по воде за счёт перематывания гусениц со скоростью 10-12 км/ ч вперёд.

 

Наступила моя очередь. Я занял место в машине, позади меня на месте командира находился старший механик-водитель взвода. Машина уже была подготовлена к плаву, в десантные отделения были загружены мешки с песком вместо мотострелков. Мне осталось включить механизм защиты двигателя от воды, щелкнуть двумя тумблерами откачивающих насосов и привести в действие механизм поднимающий волноотражательный щиток и воздухозаборную трубу. Я закрыл над собой люк и по команде включил первую передачу. Машина шлёпнулась в воду наклонным листом, погрузилась в неё и немного всплыла. Я дал газ и отплыл от берега. Команд больше не поступало, и машину, разворачивая, сносило по течению. После переговоров с берегом, старший мехвод приказал мне выходить на берег, что я и сделал.

 

Через несколько минут мы и еще старший мехвод роты выстроились перед командирским БТРом, на котором стоял заместитель командира полка майор Зубанов. Он "метал на нас громы и молнии". Когда он их "отметал", мне, наконец-то, объяснили, как плыть. На противоположном берегу имелась кирпичная будка, которая служила ориентиром. Если в центральном смотровом приборе она "сползала" вправо, то следовало повернуть ближе к течению реки, если - влево, то наоборот, круче к берегу. Все остальное я знал: обороты двигателя не более 2000, передача, строго, первая. Учебные занятия по плаву у нас в учебном подразделении были, но проводились они на озере Баляш. Ограниченный проход, "змейка" и - на берег. Ещё проезд вброд через мелкий водоём и возвращение на исходную позицию. В башне с закрытым люком сидел сержант и отдавал команды по связи: "прямо", "вправо", влево". Так что машиной, по факту, управлял он.

 

Так мы доплыли до противоположного пустынного берега. Я вышел на берег и развернул машину, собираясь поменяться местами, как вдруг услышал сзади: "Володя, может ты и обратно поплывёшь?" Я молча согласился.

 

Мой старший сослуживец обучался специальности в учебном подразделении зимой. Значит там, в городе Куйбышеве, у них никакого занятия по плаву не было. В лучшем случае, "вождение по льду", а здесь у него это, возможно, первый раз. Возвращаться было проще, нас несло по течению. Весь берег, заставленный техникой, между которой бродили фигурки людей в чёрных комбинезонах и зелёных бушлатах, был хорошо виден. Машина, взревев двигателем, вцепилась в берег, изрытый гусеницами и вездеходными протекторами, с протяжным звоном сложился волноотражательный щиток. Вот и приплыли!

 

Второй раз, когда мне пришлось плавать через Эльбу, каждый из нас плавал и туда, и обратно. Без приключений не обошлось, но это уже было не в нашей роте. Каждому, кто служил в танковых войсках, есть что вспомнить, служба была сложной, но интересной, в том числе и тем, что проходила за рубежом. И до сих пор танковые войска не потеряли своего значения и являются ударной силой Сухопутных войск и надежной защитой для нашей страны.

 

АВТОР: Владимир АЛЕКСЕЕВ 

?>