Главная / Новости / Культура / В Крутоярской школе прошел краеведческий форум

В Крутоярской школе прошел краеведческий форум

17 Март 2025, 13:55   Количество просмотров - 313

В Крутоярской средней общеобразовательной школе уже давно работают по направлению "Патриотизм и историческая память".

Поэтому неудивительно, что именно здесь прошёл 2-й краеведческий форум, на который съехались гости со всего района и со всех 13 школ: активисты «Движения первых», юнармейцы, волонтёры и педагоги.

 

Здесь решили не напрягать учащихся трудными вопросами и соревнованиями, а просто и интересно преподнести краеведческую тему в форме мастер-классов и квеста - цепочки задач, выполняемых одна за другой. В коридоре школы всех входящих гостеприимно встречали директор учереждения Нина Евсеевна Петрова, руководители и педагоги, чувствовалась атмосфера праздника. На линейке открытия форума с приветствием ко всем участникам обратилась заместитель директора школы по воспитательной работе, организатор проведения Краеведческого форума Любовь Михайловна Калиновская. Затем участники форума, разделившиеся на 2 группы, отправились на "Классные встречи" с директором Историко-культурного центра "Образ" Виктором Сидориным и научным сотрудником этого же центра Анной Закировой.

 

  Виктора Михайловича многие крутоярцы (и не только они) хорошо запомнили по раскопкам городища бронзового века, проводившимся в прошлом году на берегу реки Уй. Сначала он  увлекательно и интересно рассказал о Каменном веке на Южном Урале. Его рассказ сопровождался демонстрацией реплик, специально изготовленных для показа макетов орудий и предметов людей Каменного века, и вопросами к самим учащимся, предлагая им подумать.

 

Дополнительная необходимая информация выводилась на экран монитора. Заодно были развеяны некоторые стереотипы, которые существуют об этой эпохе. Например, что люди того времени жили в пещерах. Пещеры в нашем климате для постоянного проживания малопригодны. Их в то время использовали в качестве ритуальных мест и святилищ, поэтому там находят рисунки на стенах и наконечники стрел. А палка-копалка - это, оказывается, не примитивный инструмент, а внушительного размера "штыковая лопата" каменного века. Виктор Михайлович, отвечая на вопросы учащихся, рассказал о занятиях людей каменного века, материалах, которые они использовали, стоянках древнего человека в Челябинской области. Всего их в нашем регионе пять.

 

Но самое интересное в мастер-классе началось потом, когда ребятам предложили расколоть камень и изготовить каменное орудие из кремня, выдав защитные очки и рабочие перчатки (техника безопасности прежде всего). Очки получили и сидящие поблизости. Энтузиасты взялись за дело, летели обломки, стоял стук раскалываемых камней, но всё закончилось благополучно.

 

Спутница Владимира Михайловича, молодая девушка Анна Салаватовна, рассказала учащимся о бронзовом веке на Южном Урале, сопровождая это демонстрацией предметов из дерева, бронзы и камня. Большей частью это тоже были макеты, изготовленные для демонстрации: лук, стрелы с бронзовыми наконечниками, браслеты, нож, топор, прясла. После этого она провела мастер-класс по лепке из глины сосудов с нанесением орнамента. Когда мастер-классы закончились, организатор форума и педагоги школы поблагодарили директора и научного сотрудника историко-культурного центра "Образ" за познавательную встречу, интересные мастер-классы  и предложили продолжить сотрудничество с Крутоярской школой.

 

 Продолжение форума было не менее интересным. Собственно, это и был квест, посвящённый "Году защитника Отечества". По звонку, группы участников переходили от одной станции (площадки) к другой и нигде им не пришлось скучать. Одной из самых популярных площадок была "Крутоярская кухня". Кухня в Крутоярском имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в приготовлении блюд у них часто используется рыба, во-вторых - для казаков большую роль в жизни играла православная вера и связанные с ней праздники. А на праздник готовили свои национальные блюда и выпечку. Поэтому на столах мы увидели множество пирогов и пирожков с разными начинками: с рыбой, мясом, картошкой, ягодами, и разнообразие блинов - главного блюдо Масленицы и жаворонки (ударение на предпоследний слог). Это обрядовая выпечка в форме птиц. Их пекут для встречи весны. Желающим сделать жаворонков и заняться квашением капусты по-крутоярски предложили поучаствовать в мастер-классе. Организовали процесс и рассказывали о блюдах активисты семейного сообщества "Родные-Любимые", которое развивается внутри "Движения первых" - Надежда Атмановская и Галина Кадеева.  Помогали им Валентина Кунтенко с внуком Егором и Александра Дударева с сыном Романом. Егор и Роман - учащиеся второго класса, но большие патриоты малой родины. По окончании работы мастер-класса всех угостили чаем из самовара с пышными пирогами.

 

На станции "Казачья удаль" порядок и безопасность в спортзале во время стрельбы, соревнованиях в дартс и бросании баскетбольного мяча в корзину обеспечивали преподаватели Александр Калиновский и Вячеслав Бердюгин.

 

На станции "Казачьи ремёсла" обучала изготовлению оберегов преподаватель химии и биологии Олеся Синявская. На мастер-классе под её руководством пришедшие сюда школьники из разноцветных ниток изготовили для себя куклы-кувадки - простой вариант народной куклы. Умению делать такие обереги Олеся Вадимовна научилась у своей мамы.

 

 Об особенностях крутоярского говора и местных топонимах шла речь на очередной площадке. Здесь участники форума пытались "перевести" то или иное крутоярское слово, а таковых не одна сотня, на общепонятный язык. А ещё расшифровать местные топонимы - названия природных объектов. Озадачивали находившихся в классе учитель русского языка Нина Борисовна Урбшас и одиннадцатиклассница Анастасия Зуб.

 

" Крутоярцы в годы войны" - ещё одна станция. В посёлке Крутоярский хранят память о погибших на войне и возвратившихся с неё земляках. На фронтах Великой Отечественной погибли и пропали без вести 270 крутоярцев, возвратились - только 96. Были названы поимённо погибшие во вражеском плену (6 бойцов) и пережившие плен (5). Перечислено количество наград, заслуженных воинами. По ним видно, что пришлось крутоярцам бить врага в самых тяжёлых сражениях: под Москвой, Ленинградом, Сталинградом. Фронтовые дороги привели их и в Заполярье, и в Закавказье, в Берлин и на Дальний Восток. Привели здесь и цифры тех, кто в каких войсках воевал: в стрелковых частях и соединениях - 69 человек, в артиллерии - 19, в танковых войсках - 14, в кавалерии - 4. В зенитной артиллерии служили 4 крутоярские девушки-зенитчицы. Все они возвратились домой после войны. Обо всём этом рассказали преподаватель истории Любовь Калиновская и её помощницы Мария Дударева и Анастасия Ковкина. Но рассказом дело не ограничилось. Были показаны различные предметы воинского снаряжения, привезённые с мест боёв: пробитый стальной шлем, солдатская фляжка, сапёрная лопатка, четырёхгранный штык трехлинейной винтовки.

 

 Незаметно пробежали три часа и наступило время для подведения итогов работы форума. Высокую оценку дала закончившемуся мероприятию муниципальный куратор проекта "Навигаторы - детям 2.0" Елена Викторовна Васильева – методист Управления образования. Поблагодарила своих коллег - учителей истории Крутоярской сош за интересное мероприятие  зам. директора Барсучанской школы Наталья Вячеславовна Кухарик. Согласно опросу колл-центра и судя по выступлениям гостей, всем всё понравилось и запомнилось, и все высказались единогласно за продолжение работы в формате краеведческих форумов. Крутоярские педагоги и все, кто принимал участие в подготовке форума, провели огромную работу и благодарность от гостей заслужили в полной мере. Сделан ещё один шаг в краеведческой работе. Будем ждать «краеведческий форум - 3», который, можно уверенно сказать, будет не менее интересным.

 

АВТОР: Владимир СТЕПЧЕНКО