Главная / Новости / Общество / Его считали пропавшим без вести. А он дожил до 75 лет!

Его считали пропавшим без вести. А он дожил до 75 лет!

28 Окт 2022, 14:19   Количество просмотров - 1033

77 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, а эхо ее все еще напоминает о себе покалеченными людскими судьбами, несбыточными ожиданиями, психологическими травмами, которые люди проносят через поколения.

 

Появившийся в 21 веке Интернет открыл нам доступ к историческим данным, многим архивным документам, и люди начали поиски своих без вести пропавших на войне отцов и дедов, а также могил их захоронения.

 

 В 2018 году занялась поиском пропавшего без вести деда-фронтовика Николая Дмитриевича Овчинникова, родившегося 9 мая 1905 года в деревне Кузнецово, его внучка - Татьяна Анатольевна Ставцева (в девичестве - Овчинникова). Родители ее: Анатолий Николаевич (сын фронтовика) и Валентина Николаевна Овчинниковы проживали в с. Лысково. Отец умер в 1996 году, а мама сейчас живет в Челябинске, рядом с дочкой. Ее дедушка по линии отца женился 25 января 1926 года на Татьяне Аксеновой, уроженки Новокаманкуля. Ему в то время исполнился 21 год, а ей 17 лет. В их семье родились двое детей: дочь (в 1927 г.) и сын Анатолий (в 1931 г.) - отец Татьяны. Когда началась война, ее отцу было 10 лет. Мужчины из села уходили на фронт. Ушел воевать и отец Анатолия - Николай Дмитриевич Овчинников. И с тех пор до 2018 года о нем родные больше ничего не знали, кроме того, что он пропал без вести в 1944 году. В семье не было даже ни одной фотографии дедушки-фронтовика. Но о нем всегда бережно хранили память, о пропавшем без вести дедушке знали внуки и правнуки. В 1975 году, в честь 30-летия Победы в с. Лысково построили памятник Скорбящей матери, на котором высечены имена погибших и пропавших без вести воинов-земляков.    И лысковчане свято чтят память своих героев. Среди них значится имя и Овчинникова Н.Д.

 

Вот, казалось бы, и вся история человека тех военных лет. Таких историй было множество в те грозные сороковые годы. Но в 2018 году она обрела новый поворот. Татьяна, внучка Николая Дмитриевича, решила узнать о дедушке как можно больше и решила воспользоваться Интернетом. Она по крупицам собирала данные о пропавшем без вести солдате целых четыре года! Можно сказать, провела собственное глубокое расследование. И результат превзошел все ее ожидания. С целой папкой документов, свидетельствующих о жизни и смерти ее дедушки, она пришла к нам в редакцию и поведала нам почти невероятную историю, случившуюся в ее роду.

 

Но перед тем как начать свой рассказ, Татьяна сказала, что ей, наверное, самой Судьбой была уготована роль, связанная с поиском ее деда. Видимо, между ними установилась особая незримая родовая связь. Татьяна родилась третьей дочерью в семье Овчинниковых. А отец очень хотел сына, чтобы назвать его Николаем в честь своего пропавшего без вести отца. Имя его он до конца жизни носил в своем сердце. Он всем говорил, что его третьим ребенком будет обязательно сын, и он назовет его Николаем. А родилась дочка Татьяна. И ее в шутку друзья отца звали Николай. Быть может, невидимая рука Судьбы (родовая нить) и привела ее к деду Николаю. Не случайно говорят, что на земле существует зов предков, энергия рода, но существует она неосознанно. И многие проявления этой силы до сих пор остаются загадкой. Но в этом есть большой глубинный смысл. Кровные узы питают нас самой сильной энергией, они заложены на генном уровне, но почувствовать силу рода - связь поколений может не каждый. А Татьяна, возможно, подсознательно почувствовала этот зов деда и отозвалась на него, поэтому с таким упорством целых четыре года она занималась его поиском. Он вел ее все это время, давал ей энергию, может для того, чтобы таким образом вымолить прощение у рода своего. И теперь она знает, где он покоится. И может теперь успокоится и его душа…

 

- Сначала я обратилась к Книге памяти Челябинской области, - рассказывает Татьяна, - там есть запись о том, что «Овчинников Николай Дмитриевич, 1905 г.р., Октябрьский район, пропал без вести 00.06. 44 г.», то есть - в июне 1944 года. Но потом мне попадается на глаза приказ о том, что 22 июля 1944 года гвардии сержант Овчинников Н.Д. представлен к награде орденом Красной Звезды. Он участвовал в боях под Ржевом, Орлом в составе 100 Гвардейской Стрелковой Свирской дивизии.

 

В наградном листе говорится, что «сержант Овчинников с периода подготовки к операции дивизии в качестве шофера подвозил боеприпасы, продовольствие, ГСМ и вывозил раненых бойцов и офицеров в условиях трудно-проходимой лесисто-болотистой местности. За период с 21 июня по 7 июля 1944 года им перевезено боеприпасов - 90 тонн, продовольствия - 32 тонны, вывезено раненых бойцов и командиров -72 человека. Не считаясь со временем суток, в боевой обстановке сержант Овчинников подвозил боеприпасы на огневые позиции, попадая под огонь противника, и грузы доставлял в срок при полном сохранении материальной части своей машины». За самоотверженную работу по подвозу боеприпасов, продовольствия и вывоза раненых сержант Овчинников был представлен к высокой награде. То есть, дедушка семьи Овчинниковых самый что ни на есть настоящий герой! Но что случилось с ним потом?

 

А дальше Татьяна находит новую награду, которой дедушка был удостоен уже 25 октября 1945 года. Она нашла Акт о вручении ему медали «За боевые заслуги» за Победу над Германией в Великой Отечественной войне. Эти медали вручали только тем, кто остался в живых по окончании войны. Затем она обнаружила запись с картотекой ранений, где упоминается госпиталь. В архивной справке указано, что гв. сержант Овчинников Н.Д. находился на излечении в ЭГ 5021 г. Москва, лечился от туберкулеза легких, выбыл 14 августа 1945 года. Уволен из Красной Армии в связи с приказом о демобилизации. Во всех документах значились его биографические данные: когда родился, откуда родом, на ком женат, когда призывался на фронт. Сомнений не было: Николай Дмитриевич Овчинников является мужем Татьяны Ивановны Аксеновой, отцом их двоих детей. Подтвержден также документами факт, что Николай Овчинников в 1945 году значится живым. И ответе (от 16 августа 2022 года) из Центрального архива Министерства обороны РФ по обращению Татьяны Анатольевны сказано, что по документам учета безвозвратных потерь умершим в плену или освобожденным из плена Овчинников Николай Дмитриевич не значится, что еще больше убеждает в том, что он не пропал без вести и нет здесь путаницы. Но где затерялся его след?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, Татьяна в 2019 году обратилась в телевизионную программу «Жди меня». Она отравила в редакцию программы свое письмо, а весной 2022 года ей позвонили и сказали, что ей нужно собрать все документы, доказывающие родство с Овчинниковым Н.Д., а затем обратиться в комитет по делам ЗАГСа Челябинской области. Проверив по базе необходимые данные, ей выдали свидетельство о смерти Овчинникова Николая Дмитриевича, умершего 22 декабря 1980 года в Москве по указанному в документе адресу (?!). После этого Татьяна испытала настоящий шок. Выходит, ее дедушка умер 42 года назад в возрасте 75 лет! Он не пропал без вести в 44-м! Но почему все это время он не давал о себе знать, не рвался домой к родителям, жене, детям? Может он был контужен, потерял память? - задавалась вопросами Татьяна, ведь на войне все может случиться. Но в наградном листе от 22 июля 1944 года, когда он был представлен к ордену «Красной звезды», отмечено, что ранений и контузий гв. сержант не имеет.

 

Чтобы ответить на все возникшие разом вопросы, Татьяна снова обращается в редакцию программы «Жди меня» и тогда ей предлагают обратиться в единую службу г. Москвы по ритуальным услугам. Она и обратилась, приложив все документы.  Вскоре ей ответили, что захоронение Овчинникова Н.Д. произведено 24.12 1980 года в Москве на Митинском кладбище, участок 34. Ответственным за захоронение лицом записана Симонова Степанида Петровна. Как оказалось - вторая жена Николая Дмитриевича! И на руках у Татьяны оказались две справки о заключении брака, выданные в разных официальных учреждениях на имя Николая Дмитриевича Овчинникова. Первая от 25 января 1926 года, где его женой является Татьяна Аксенова. Вторая - от 28 ноября 1960 года, когда был зарегистрирован брак с Симоновой Степанидой. В первом браке у мужа и жены одна фамилия - Овчинниковы, во втором - жена оставила фамилию Симонова. Она родилась 11 ноября 1904 года в Смоленской области. Умерла, как стало известно, 27 августа 1985 года. Похоронена на том же участке, где и ее муж. Ответственным за захоронение лицом записан Петров Борис Николаевич.

 

 Татьяна выяснила, что Борис является сыном Степаниды Петровны, он родился 6 апреля 1938 года. Это ее сын от первого брака. Как оказалось, Борис Петров - Мастер спорта, известный, прославленный в Москве футболист «Локомотива». Все эти годы он жил в Москве и умер два года назад в возрасте 82 лет.

 

Казалось бы, связующая ниточка с дедушкой для Татьяны прервалась и больше она о нем и о его жизни ничего не сумеет узнать. Но она рискнула пойти дальше и начала искать семью Бориса Петрова и вышла на его жену - Валентину Ивановну. Она написала ей очень корректное письмо, в котором объяснила все, что узнала о своем дедушке, подкрепила это документами и попросила ее найти людей, которые были бы с ним знакомы, знали его, и могли бы о нем рассказать.

 

Еще она очень просила выслать его фото, чтобы увидеть, наконец, своего родного дедушку и узнать, где он похоронен. Еще она призналась, что у нее не было дедушек, «мамин папа тоже воевал, он вернулся живым, но умер до моего рождения, - написала она. А о дедушке по линии папы мне ничего неизвестно». И она очень просила не оставить ее письмо без внимания.

 

 И через неделю ей пришло сообщение от внучки Валентины Ивановны - 43-летней Насти. Та рассказала, что общих детей у прадедушки с прабабушкой не было, Борис был ему неродным сыном. Но Настя знает по рассказам бабушки, что он был хорошим отцом, заботливым мужем, очень добрым, красивым. Работал прадед в охране. О его довоенной истории она ничего не знает, в семье об этом не говорили (стало быть, Степанида - его вторая жена, не вела об этом разговоры в своей семье). Известно ей, что прабабушка работала во время войны и после войны кондуктором. С Николаем Овчинниковым она познакомилась приблизительно в 1945 году, долгие годы они жили без регистрации брака, а потом поженились. У своей мамы она узнать ничего не может, поскольку мама ее рано умерла, но ей известно, что дедушка любил свою (неродную) внучку, обо всех заботился. В семье о нем все отзываются очень тепло и с любовью. И за могилками  ухаживают.

 

Через некоторое время Настя выслала фотографию Николая Овчинникова. И Татьяна очень внимательно и долго ее рассматривала. Она призналась, что не вправе судить жизнь своего дедушки. Случилось так, как случилось. Это был его жизненный выбор. Но как мне показалось (если я не ошибаюсь), она бы предпочла изначально, чтобы он не скрывал о себе, что жив - здоров, и о своей второй семье, тогда бы у него была возможность общаться с детьми и с внуками. Ведь он богатый дедушка: у него пять внучек и восемь правнуков - большая родня! А он лишил себя общения с ними, стольких радостей себя лишил. Наверное, мучился, переживал, тосковал по родным местам и родным людям, а потом уже - по истечении времени, и не решился объявиться в родной деревне, предпочел быть без вести пропавшим для своей семьи и для своих земляков.

 

Татьяна сказала Насте, что очень хочет побывать на могилке дедушки, привезти ему горсточку родной земли, сказать ему спасибо за то, что он подарил им всем жизнь и что их связующая нить никогда не прервется. Он умер 22 декабря, и она планирует поездку в Москву к этому дню. Настя поддерживает ее во всем, приглашает: приезжайте, встретим, проводим на кладбище. Ее саму тронула эта история до глубины души. Кто знает, если бы не было войны, может, и не было бы этих изломанных судеб людских, семейных перипетий и жизнь каждого бы из них сложилась совсем по-другому. Но… Судьба плетет свои, порой очень сложные узоры жизни, переплетая пути и дороги людей.

 

Слушая Татьяну и понимая, какой нелегкий она прошла путь, у меня создалось впечатление, что она - человек очень благородной души. Никого не судит и не осуждает, старается никого душевно не ранить. И преисполнена благодарности всем, кто помог ей в распутывании этого сложного жизненного клубка истории: работникам ЗАГСа Советского и Калининского района г. Челябинска, работникам Единой ритуальной службы г. Москвы, областного архива, редакции телепрограммы «Жди меня». Кто знает, может быть, эта непростая история будет транслироваться и в этой передаче. Главное – сейчас для нее все встало на свои места. Род Овчинниковых воссоединился. Татьяна исполнила семейный долг и ответила на все вопросы, которые не давали ей покоя. В их семье приняли правду такой, как она есть, и простили деда Николая. Пусть его душа покоится с миром!

 

АВТОР: Надежда ЧЕРНЫШЕВА